Как офис стал домом, а дом — офисом. Тенденции гибридной работы и новая роль дизайна

В 2024 году компании TENGO Group исполнилось 6 лет. За это время мы накопили богатый опыт в работе с коммерческими интерьерами — о наших проектах ходят легенды и пишут статьи. Однако стоит признать, что направление домашнего интерьера у нас появилось чуть позже.
Как это всё началось?
Частные проекты всегда были частью нашей работы, хоть и в небольшом объёме — мы никогда не делали на этом особого акцента. Однако с приходом пандемии COVID-19 люди всерьёз задумались о комфорте своего жилья, и количество запросов на домашние интерьеры выросло в разы.
Как студия дизайна и одновременно работодатель, мы особенно остро почувствовали необходимость в обустройстве удобных и функциональных домашних офисов, ведь вместе с образом жизни менялись и рабочие процессы.
Домашний офис — сегодня это уже норма. Мы сами помогли не одной семье организовать полноценное, звукоизолированное рабочее место прямо у себя дома. Хотя, конечно, атавизмы вроде листа А4 с надписью «Не входить! Папа работает» на двери всё ещё встречаются.

Для многих сотрудников такой вариант организации рабочего места действительно подходит — всё зависит от должности, типа личности и образа жизни. В таком случае задача работодателя и HR — помочь обустроить или обеспечить комфортные условия для удалённой работы.

Некоторые компании централизованно закупают эргономичные кресла и рабочие столы для своих сотрудников. Ведь на табурете можно проработать месяц или два, но три-четыре года — уже вряд ли.

Домашний офис должен помогать находить баланс между работой и личной жизнью.
Имея экспертизу сразу в двух направлениях — домашний и коммерческий дизайн — мы в TENGO получаем сильную синергию.

Постковидный офис задал нам новые стандарты при проектировании и реновации пространств: главной задачей стало создать среду, в которой сотрудники будут чувствовать уверенность в своей безопасности и здоровье.
Методы, наверняка, вам хорошо знакомы: разметка на полу, увеличенная дистанция между рабочими местами, защитные перегородки, сенсорные санитайзеры с антисептиками и многое другое.

Сегодня на смену этим требованиям приходит новое понятие — гибридный офис.
Для многих организаций сегодня на первый план вышла задача — вернуть сотрудников обратно в офис после нескольких лет удалённой работы.
И речь уже давно не только о контроле или упрощении командной коммуникации. Всё чаще психологи акцентируют внимание на вопросах ментального здоровья и социализации.

Последствия долгой изоляции ощутимы: участились случаи депрессии, чувства одиночества, проблем с алкоголем и лишним весом. Возвращение к офисной среде помогает многим справиться с этими трудностями и восстановить привычный ритм жизни.
Как эксперты в проектировании офисов, мы постоянно следим за трендами, изучаем исследования, посещаем выставки и конференции по всему миру.
Каждый год мы проектируем свыше 20 000 м² офисных пространств, что даёт нам возможность наблюдать за развитием рынка и уверенно выделять актуальные тенденции.

Самый популярный эпитет, которым сегодня описывают стиль современного офиса, — «домашний». Компании стремятся создать для сотрудников атмосферу уюта и комфорта, чтобы рабочее пространство воспринималось легко и немного неформально — почти как дома.
Офисный интерьер вошёл в дом, а домашний интерьер в офис
Гибридный формат работы снизил потребность в бесконечном уплотнении офисного пространства рабочими местами. Теперь сотрудники могут чередовать: два дня работать из дома, три дня — из офиса, или наоборот.
Рабочие столы больше не закреплены за конкретным человеком — они бронируются на нужное время.
Компании находят экономию, оптимизируя площади, и всё чаще выделяют бОльшую часть офиса для зон отдыха и общения между сотрудниками.

Внутренние коворкинги, переговорные, игровые комнаты, working lounge, неформальные agile-уголки и stand-up зоны сегодня могут занимать до 40% офисных пространств.
Итак, что означает переход к более гибридному образу жизни и работы для офисных пространств, удобств, районов и городов?
Гибридный формат затрагивает не только офисы и дома — всё активнее в эту экосистему вовлекаются общественные пространства. Кофейни, библиотеки, парки и другие «третьи места» становятся важной частью нового рабочего сценария.

Люди хотят иметь возможность спокойно выйти на звонок из кафе, подключиться к Wi-Fi в парке или уехать на пару недель работать из домика в лесу — при этом производительность и качество работы не должны страдать.